Очень легко обвинять Китай, и, безусловно, Китайский экспорт оказал серьезное влияние на экономику производства стали в Великобритании в частности, и в Европе в целом, но история выхода Tata Steel с рынка Великобритании намного более показательна.
Новости прошедшей недели о том, что Индийская Tata собирается закрыть свой гигантский сталелитейный завод в Порт-Толбот, если не сможет найти на него покупателя, означают не много ни мало возможный конец сталеплавильной отрасли на островах. Некогда поставщик 40 процентов всей стали в мире, Tata Steel потеряла часть производства в Великобритании, как относительно мировому производству, так и в абсолютном выражении, по целому ряду причин, а не только из-за конкуренции с китайскими поставщиками.
Зачем кому-то покупать завод в Порт-Толбот?
Во-первых, нужно сказать, что это было безумием для Tata, покупать устаревшие металлургические активы Corus в первую очередь, или, даже если не безумие купить их, то сумасшествие заплатить такую цену. Индусы заплатили 9,5 миллиардов долларов США в предкризисном 2007 году за объединение компаний British Steel из Великобритании и Hoogovens из Нидерландов, и их ребрендинг известный как Corus.
Tata утверждает, что не могла предвидеть финансовый кризис 2008 года, но компания попала в торговую войну с Бразильской CSN, что в конечном итоге окончилось 50-процентной переплатой за Corus, по сравнению с началом обсуждения сделки.
Но даже в то время, большинство из нас думали: «зачем покупать старые активы на таком зрелом рынке, как Европейский, когда вы имеете в своей стране экономику, которая расширяется в три раза быстрей?»
Тем не менее, они совершили покупку, и в результате оказались с горой долгов и огромными обязательствами перед пенсионными фондами Великобритании. На короткое время, поскольку мировые цены на сталь подскочили в ответ на Китайский пакет стимулов, брошенный в строительный сектор Tata сделала какие-то деньги, но это не могло продолжаться во время кризиса, и теперь фирма теряет более 1,4 миллиона долларов ежедневно. The London Telegraph сообщает, что Tata вложила 2,8 миллиарда в свои Британские производственные мощности – ранее бывшие жертвой десятилетий недостаточных инвестиций – в том числе, в последнее время, 264 миллиона в новую доменную печь в Порт-Толбот. Отсутствие инвестиций не было проблемой; в значительной степени это была государственная политика, направленная на уничтожение производства стали как такового.
Правительство больше заботилось о своих стремлениях – как будто весь остальной мир не делал ни малейшего предупреждения – и безоговорочно соглашалось с Китайскими инвестициями в Британскую ядерную энергетику, и привлекало офшорные торговые права на юанях для Лондонских банков. И все это в обмен на лояльность в импорте других товаров и, в частности, стали.
Результатом проводимой Дэвидом Кэмероном политики стали самые высокие затраты на электроэнергию в Европе – уже одни из самых высоких в мире – и нежелание Великобритании поддерживать более высокие Европейские тарифы на импорт Китайской стали. С другой стороны, они могут утверждать, что получают намного больше прибыли от доступа к дешевому импорту стали, чем могли бы от более высокой стоимости отечественного производства стали, но это не «или-или» ситуация. В США, тарифы используются для защиты отечественных производителей от худших последствий демпинговых цен, но потребители по-прежнему пользуются конкурентоспособными ценами на сталь.
Китайский демпинг
Китай не имеет естественных преимуществ для его поддержки, так как экспортные цены на его сталь покрывают стоимость производства. Страна импортирует железную руду, коксующийся уголь, и имеет высокие затраты на электроэнергию. Современное сталеплавильное производство не трудоемкий бизнес, и трудовые затраты в Китае существенно возросли с начала этого века. Отечественно произведенные железная руда и уголь, являются элементами с высокой стоимостью, о чем свидетельствуют потери, сделанные отечественными производителями, и результирующие закрытия шахт в условиях неустанного Австралийского импорта. Великобритания импортирует больше стали из Европы, чем из Китая, но Китайская конкуренция ведет к снижению цен для всех производителей, как в Европе, так и во всем мире.
Сталь, импортируемая в Великобританию из остальной части Европы, стоила в среднем 1020 долларов США за тонну в 2014 году, в то время, как сталь, импортируемая из Китая, всего лишь 663 доллара за тонну, сообщает BBC со ссылкой на Европейское агентство по статистике – Евростат. Так что Tata – которая в настоящее время закрывает и распродает производственную часть, обогатительные и перерабатывающие установки – после того, как тайская SSI закрыла Redcar last Fall и разорилась вторая по величине британская металлургическая компания Caparo, являются частью более «увлекательной» истории, которая в значительной степени может быть заложена в правительственную политику.
По мнению некоторых аналитиков, планомерное уничтожение собственной сталелитейной промышленности может быть первым шагом в снижении обороноспособности страны, которая будет вынуждена покупать металлопродукцию для постройки кораблей и танков в таких странах как Россия и Китай. Профсоюзы утверждают, что позиция Кэмерона, занятая по отношению к металлургии может привести к сокращению более 40000 рабочих мест и вызвать массовые протесты в Шотландии.