Минфин США во вторник обнародовал "руководство" по санкциям против РФ. Согласно документу, физическим и юридическим лицам, находящимся в американской юрисдикции, с 29 января 2018 года запрещается вести дела с российскими компаниями в глубоководных, арктических и сланцевых энергетических проектах. Кроме этого, им запрещается без лицензии или иного разрешения Офиса по контролю за иностранными активами осуществлять поставки, экспорт, реэкспорт, предоставление технологий для разведки или производства глубоководных, арктических или сланцевых проектов.
Запрет касается всех физических и юридических лиц в России, которые США уже внесли или могут внести в список санкций. Он распространяется на проекты, которые начинаются 29 января 2018 года или позднее.
Как пояснил представитель администрации, США не вводят новые санкции против РФ, а "разъясняют" их партнерам. Затронут ли ограничения "Северный поток-2", он не сообщил, заметив, что за подробностями следует обращаться в Госдепартамент или Минфин США.
Москва отреагировала на объявление негативно. В МИД РФ заявили, что глубоко сожалеют, что Вашингтон продолжает санкционное давление на Россию.
Что это означает
Между тем, эксперты отмечают, что новые правки к санкционному списку не несут ничего революционного. По мнению директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрия Маринченко, новые санкции теперь распространяются на некоторые проекты компаний РФ за границей. Они включают в себя как старые положения от 2014 года, так и новации, подписанные президентом Дональдом Трампом в августе 2017 года. Главное, что под санкции США теперь подпадают не только проекты на территории России (глубоководные, арктические и сланцевые), доля участия в которых со стороны российских подсанкционных компаний превышает 33%, но и проекты такого рода за границей, инициированные позже 29 января 2018 года.
Таким образом, реализуемые в настоящий момент проекты под санкции не попадают - в том числе проекты "Лукойла" LKOH +1,49% на шельфе Румынии и Ганы, а также проекты "Роснефти" ROSN +1,26% в Венесуэле. По мнению Fitch, ограничение доли госкомпаний РФ на уровне 33% оставляет теоретически возможность для участия даже в новых проектах, поскольку этот порог не является критическим.
По словам главы Минэнерго Александра Новака, дополнительных сложностей из-за поправок к санкциям США Россия не ожидает. Все эти санкции действовали и раньше, а новации касаются проектов, которые пока не начали реализовываться. Необходимо юридическое изучение поправок, отметил он.
Инвестиции не пострадают
Опрошенные "Прайм" эксперты также сошлись во мнении, что существенного влияния на деятельность российских компаний и их инвестиционные планы новые ограничения не окажут. "Ничего нового не обнародовано, а основные проекты, которые сейчас ведутся – "Северный поток-2", "Турецкий поток" уже либо проинвестированы, либо по ним начаты работы. Таким образом, под санкции они не подпадают, тем более, "Газпром" GAZP +0,33%, насколько можно понять, готов к любым сценариям", - рассуждает замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Инвестпланы крупных российских компаний на ближайший год не предполагают новых значимых проектов с компаниями из США. Были долгосрочные планы по освоению арктического шельфа, но, судя по всему, они пока откладываются.
Руководитель Экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов согласен с тем, что крупных проектов на 2018 год не запланировано, а вот будущая работа, к примеру, на шельфе, может оказаться под вопросом. "Пока там нет крупных проектов, кроме Приразломной, но в перспективе они планируются. И если раньше та же "Роснефть" могла заключить с Exxon Mobil соглашение о стратегическом партнерстве, по которому российская компания предоставляет лицензию, а американская – финансирование под раздельное бурение, то сейчас это подпадает под ограничения", - отметил он.
Что касается действующих проектов, то на "Турецкий поток" санкции распространяться не будут, поскольку проект финансирует сам "Газпром". Перспективы "Северного потока-2" больше зависят от договоренностей на уровне Еврокомиссии. Ряд стран Европы против реализации проекта, кроме того, пока нет ясности, будет ли распространяться на него Третий энергопакет.
Новый раунд санкций не оказывает большого влияния на инвестиционные планы российских менеджеров, поскольку на их повестке дня не стоит партнерств с американскими и европейскими компаниями на 2018 год, пишут в своем обзоре аналитики БКС.
Плюсы санкций и минусы
Позитивным Салихов считает тот факт, что США уточнили параметры санкций. Иначе было непонятно, действуют ли ограничения в каждом конкретном случае, и компании часто обращались в Минфин за разъяснениями. Однако сами санкции, бесспорно, имеют отрицательное влияние, поскольку ограничивают российские компании как в привлечении финансирования, так и технологий. "Это не смертельный, но усложняющий работу вариант", - отметил он.
Однако не исключено, что участники рынка найдут схемы, позволяющие обходить эти ограничения. Дело в том, что поправки касаются лишь тех, кто находится в американской юрисдикции, напоминает Танурков. Таким образом, их нельзя будет распространять на тех, кто не имеет отношения к США, а таких компаний довольно много. Кроме того, ничего не мешает создать отдельное юрлицо, не находящееся в американской юрисдикции, и через него осуществлять инвестиции.