Погрузка на сети РЖД в первом полугодии снизилась на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 605,1 млн т, по данным самой компании. Грузооборот морских портов в первой половине года незначительно вырос. Основные отрасли российской и мировой экономики столкнулись с беспрецедентным негативным воздействием ограничений, связанных с пандемией Covid-19, прокомментировали полугодовые итоги в РЖД. В III квартале РЖД ожидает роста объемов погрузки по мере устранения негативных последствий, но общую отрицательную динамику по итогам года это вряд ли изменит. Монополия сохраняет свой базовый прогноз, предполагающий снижение общей погрузки на 5% по сравнению с 2019 г.
Объем перевозок главного груза на сети РЖД — угля — сократился в первом полугодии на 10,1% и составил 168 млн т. Участники рынка объясняют это снижением спроса на уголь в Западной Европе и низкими мировыми ценами на твердое топливо в целом. Объем отгрузок во втором полугодии сохранится на текущем уровне, по мнению источника в угольной отрасли.
В январе — июне снизились также объемы железнодорожных поставок черных металлов (падение к уровню января — июня 2019 г. — 11,3%, до 33,9 млн т), лесных грузов (на 5,4%, до 21 млн т), цемента (на 9,4%, до 11,4 млн т) и других. Увеличились поставки строительных грузов (на 5,1%, до 63,2 млн т), химических и минеральных удобрений (на 2,6%, до 31,1 млн т), зерна (на 16,9%, до 10,7 млн т) и других.
Общие тренды в железнодорожных перевозках во втором полугодии сохранятся, по прогнозу Первой грузовой компании (ПГК), крупнейшего частного железнодорожного оператора в России. Железнодорожные контейнерные перевозки в России, не смотря на пандемию, продолжили рост, который наблюдается пятый год подряд. В январе — июне 2020 г. на сети РЖД было перевезено более 2,7 млн контейнеров TEU (условная единица измерения, эквивалент 20-футовых контейнеров) — на 14,5% больше, чем за аналогичный период 2019 г., по данным госмонополии. Ограничения в контейнерном бизнесе были не такими строгими, как в других транспортных сегментах, пояснили участники рынка. Кроме того, во внутрироссийском и международном сообщении продолжается активная контейнеризация лесных грузов, черных металлов, химикатов, агропромышленной продукции и других грузов
Объем перевалки сухих грузов в морских портах вырос в первой половине года на 2,8%, до 185,7 млн т, по данным Ассоциации морских торговых портов России. Порты Балтийского бассейна обработали 54,1 млн т сухих грузов — на 2,4% меньше, чем в январе — июне 2019 г. Перевалка сухих грузов в портах Азово-Черноморского, Дальневосточного и Каспийского бассейнов увеличилась на 14,6%, 2,4% и 34,8% соответственно, составив 48 млн т, 68,8 млн т и 1,8 млн т. Порты Арктического бассейна обработали 13,1 млн т сухих грузов, снизив объем перевалки по сравнению с первым полугодием 2019 г. на 12,2%. Снижение перевалки в портах Балтийского и Арктического бассейнов по итогам первого полугодия Федеральное агентство морского и речного транспорта объясняет влиянием пандемии Covid-19 на страны Европы, с которыми данные порты наиболее тесно связаны.