В Азово-Черноморском бассейне появился новый крупный игрок на рынке перевалки железной руды — терминал ОТЭКО в Тамани. С момента запуска терминал уже обработал 600 тыс. тонн сырья, а по итогам 2025 года планирует довести объем перевалки до 3,5 млн тонн. Основным направлением экспорта остается Китай, а также рынки с растущим производством стали — Турция, страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Терминал ОТЭКО успешно принимает суда класса Panamax и Capesize, что позволяет обеспечивать крупные поставки железорудного сырья в Китай. Коммерческий директор по навалочным грузам компании Инал Чкадуа отмечает, что спрос на высокосортную железную руду в Азии стремительно растет, и терминал вовремя выходит в этот сегмент, предоставляя выгодные логистические возможности.
Кроме железной руды, в августе терминал впервые достиг полной загрузки по всему спектру грузов: уголь, кокс, сера, железорудные окатыши и минеральные удобрения. В конце августа планируется первая отгрузка 50 тыс. тонн минеральных удобрений с последующим их расширением в регионы Юго-Восточной Азии. Строительство склада емкостью 300 тыс. тонн позволит увеличить перевалку удобрений до 5 млн тонн в год.
По итогам 2024 года российские порты перевалили 12,3 млн тонн железной руды — рост на 26,1% к предыдущему году. Активно растут показатели на Балтике, а также в портах Азово-Черноморского бассейна, где Новороссийск обеспечивает практически весь объем перевалки. За первое полугодие 2025 года рост перевалки железной руды на экспорт составил почти 20%, что подтверждается данными ОАО РЖД.
Александр Семин из Газпромбанка отмечает восстановление экспорта железорудного сырья с ростом поставок концентрата на 11% и окатышей на 46% за первое полугодие. Рост мировых цен на железную руду и заинтересованность стивидоров в массовых грузах стимулируют развитие терминалов и расширение экспортных направлений