Завтра в Минтрансе пройдёт совещание, на котором рассмотрят целесообразность внесения изменений в Устав железнодорожного транспорта (18-ФЗ) в части возможности заключения договоров "вези или плати".
Что известно из проекта документа:
Срок договора - не менее года.
Предмет - фиксированный объём грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке и оплатить, даже если фактически направит меньше (исключения - вина перевозчика или форс-мажор).
Ответственность перевозчика в случае, если он не принял груз - неустойка в размере общей суммы платежей за перевозку согласованных объёмов.
На перегруженных участках сети правительство сможет определять, для каких грузов будет действовать этот принцип.
В сентябре Минтранс, Минэкономразвития, ФАС и иные федеральные ведомства с участием РЖД должны представить в правительство предложения об организации ж/д перевозок по принципу "вези или плати".
В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) уже против:
В конечном счете существует риск ограничения или потери доступа к инфраструктуре для грузоотправителей, которые по тем или иным основаниям не перейдут на долгосрочные договоры "вези или плати".
Кроме того, в РАПУ опасаются, что производители не смогут получить полную компенсацию провозных платежей в случае непринятия грузов к перевозке. Эта выплата предусмотрена в виде неустойки, которая при рассмотрении спора грузоотправителя с РЖД в судебном порядке может быть уменьшена.