Перечень мер поддержки металлургов, столкнувшихся со слабым спросом и низкими ценами, может включать повышение экспортной пошлины на лом и смягчение нагрузки от уплаты акциза на жидкую сталь. Участники рынка просят добавить в пакет антикризисных мер заморозку железнодорожных тарифов, а аналитики указывают на необходимость защиты от конкуренции с китайским металлом, а также стимулов для роста внутреннего потребления и модернизации мощностей.
В перечень мер поддержки металлургической отрасли вошли повышение экспортных пошлин на сырье, а также предложения по смягчению нагрузки от акциза на жидкую сталь. Это следует из материалов заседанию подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики 29 августа.
В частности, предлагается проработать повышение ставки экспортной пошлины на лом черных металлов в размере 5%, но не менее 25 за тонну. Сейчас поставки в пределах квоты облагаются пошлиной в 5% и не менее 15 за тонну. Также рассматривается отмена акциза на жидкую сталь для электрометаллургических предприятий в 2026 году и освобождение от уплаты акциза для новых мощностей с инвестициями от 50 млрд руб. на период активной инвестиционной фазы и следующих трех лет. Поручено рассмотреть и возможность корректировки акциза.
Сейчас ставка акциза составляет 2,7% от средней за месяц экспортной цены на стальные слябы на базисе FOB в портах Черного моря. Но если рублевая цена сляба оказывается ниже 30 тыс. руб. за тонну, акциз не уплачивается.
Российский металлургический сектор находится в сложном положении из-за слабого спроса и низких цен. По оценкам «Северстали», спрос на металл в России по итогам полугодия снизился на 14–15%, в машиностроении и энергетике — на 25%. По итогам семи месяцев производство стали и готового проката сократилось на 5,1% и 5,3%, до 40,3 млн тонн и 35,2 млн тонн соответственно, по данным корпорации «Чермет».
Отрасль систематически выступает за отмену акциза и «здесь речь идет не об экономии, а о восстановлении баланса налоговой нагрузки».
В текущих условиях уплата акцизов превышает объем налога на прибыль, что негативно сказывается на конкурентоспособности отрасли. Текущая цена отсечки в 30 тыс. руб. неоправданно низкая. По его словам, сейчас при стоимости сляба на уровне 32 тыс. руб., что соответствует показателям двадцатилетней давности, металлурги фиксируют убытки, при этом вынуждены платить акциз на сталь.
Перечень мер еще будет корректироваться. Как минимум будет добавлен пункт об индексации акциза на сталь в зависимости от рыночной конъюнктуры.
Сами металлурги также просят поддержки в части логистики. Отраслевая ассоциация «Русская сталь» в июльском письме в Минпромторг попросила заморозить железнодорожные тарифы на металлургическую продукцию второго и третьего классов как минимум на 2026 год. Это позволит отрасли сэкономить около 21 млрд руб., указывают составители письма. В обращении отмечается, что черные металлы — высокодоходный для ОАО РЖД груз, приносящий компании 200 млрд руб. ежегодно. При этом, указывает «Русская сталь», предприятия черной металлургии, в отличие от ряда других предприятий, экспортирующих продукцию третьего тарифного класса, платят дополнительную надбавку на экспортные перевозки в 8% с 2019 года. В ассоциации считают, что решение о замораживании тарифов на 2026 год привлечет дополнительные объемы с альтернативных видов транспорта, позволив ОАО РЖД не только компенсировать потери, но и получить дополнительную прибыль.
Нулевая индексация на перевозки металлов была бы логичным дополнением к главной мере по борьбе с перекрестным субсидированием на железной дороге — сближению тарифов на перевозку металлопродукции и сырья для ее производства.. Повышение железнодорожных тарифов с опережением инфляции только усилило переход металлургов на иные виды транспорта. Сейчас по железной дороге перевозится не больше 51% металлургической продукции. По данным ОАО РЖД, в январе—августе перевозка черных металлов по сети упала на 17,3% год к году, до 34,7 млн тонн.