В ответ на предложения последних перераспределить логистические затраты для поддержки угольной отрасли Институт экономики и развития транспорта озвучил противоположное мнение:
Правительством уже реализуется масштабная программа господдержки производителей угля: снижение фискальной нагрузки, реструктуризация кредиторской задолженности, адресные субсидии, компенсация 12,8% от тарифа на экспортные перевозки угля на Запад и Юг, приоритетный вывоз угля на Восток по соглашению с Кузбассом и т.д.
Монополия возит уголь себе в убыток - в тарифной системе РЖД для угля изначально применяются понижающие коэффициенты 0,55-0,75 в зависимости от дальности перевозки. При перевозках на Восток с такими скидками тариф снижается на 45%.
Финансовый результат РЖД от перевозки угля в 2024 году - минус 127,3 млрд рублей, за первые 4 месяца 2025 года - минус 41 млрд рублей. Наибольший отрицательный результат формируется на восточном направлении - минус 435,8 млрд рублей в 2014-2024 гг. (без учёта убытков от перевозки порожних вагонов под уголь).
Любые преференции от РЖД нивелируются колебаниями мировых цен, курсов валют, ставок аренды вагонов, перевалки и фрахта. При этом потери от предоставления льгот угольщикам приходится компенсировать высокими тарифами для других грузов.
РЖД вынуждены индексировать тарифы, т.к. компания оплачивает товары и услуги по рыночным ценам.
Чтобы решать свои проблемы, угольщики должны повышать добавленную стоимость своей продукции (в т.ч. за счёт углехимии), выходить на новые рынки сбыта и хеджировать риски за счёт прибыли прошлых лет.