Много копий сломано в споре о том, что эффективнее ГЧП или госзаказ, и, казалось бы, преимущества обоих механизмов очевидны. Однако с учётом тенденций на усиление контроля за расходованием бюджетных средств и пересмотром планов по реализации перспективных проектов мы решили обновить материал и подготовить исчерпывающее исследование «Концессии и госзаказ: стимулы, возможности и сценарии инфраструктурного развития».
Особое внимание мы уделили оценке потенциала использования инструментов ГЧП для различных инфраструктурных отраслей. С одной стороны, всё больше новых сфер открывается для ГЧП (промышленность, космос, ЦОД, аэродромы и пр.), но с другой – появляются различные регуляторные ограничения в классических для концессии отраслях, например, в здравоохранении.
Наиболее высокая оценка потенциала использования ГЧП получилась у автомобильных дорог (8,8 балла), аэропортовых терминалов (8,4 балла) и телематики (8,2 балла). Наименьшие оценки — у распределительных сетей электроэнергии (3 балла) и объектов профессионального образования (2,6 балла).
Другое наше наблюдение – доля вложений в рамках ГЧП в общем объёме строительных работ ежегодно растёт. Ещё в 2019 году она составляла всего 3,5% (322 млрд руб.), а в 2026 году, согласно нашему прогнозу, достигнет 9% (1,8 трлн руб.). Это произойдёт благодаря созданию ВСМ, платных автодорог в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, а также инициатив, финансовое закрытие которых откладывалось из-за высокой ключевой ставки.
В завершении хотелось бы отметить, что какой бы инструмент вы ни выбрали – не откладывайте запуск инфраструктурных проектов. Они дорожают в среднем на 6-8% ежегодно. При этом на горизонте десяти лет запуск ГЧП-проекта может обеспечить до 3 руб. дополнительных инвестиций на каждый вложенный рубль




12:00















