Ялан выходит совокупная факторная производительность (СФП). Это мера инноваций, внедряемых через труд.
До 2012 г. Россия показывала один из самых высоких темпов роста СФП в мире: 3,17 % в год в 2003-2012 гг. – 6-е место среди 74 стран. Но в 2013-2022 гг. этот рост почти остановился: 0,06 % в год, и Россия упала на 41 е место. Такое резкое замедление наблюдалось и в других странах БРИКС, но только в Индии и Китая СФП осталась положительной.
Исследователи из РАНХиГС объясняют это институциональной и инвестиционной динамикой. После кризиса 2008 г. рост СФП в большинстве стран стал зависеть от внутренних факторов, а не от глобальных трендов. В России же произошло одновременное падение инвестиций в основной капитал, усиление роли государства в экономике и застой в защите прав собственности. Все это статистически значимо коррелирует с замедлением СФП. Ресурсы в России перераспределяются плохо – между отраслями, регионами и компаниями. Эффективные фирмы не получают достаточного притока ресурсов, неэффективные – не уходят с рынка. Это снижает среднюю производительность даже при росте отдельных фирм.
До 2008 г. масштаб государственной собственности почти не влиял на СФП, но после кризиса его рост стал отрицательным фактором. В России доля госсектора в 2013-2022 гг. была выше, чем в большинстве развивающихся стран, и продолжала расти. Для сравнения: в странах Центральной и Восточной Европы СФП продолжала расти даже после 2012 г. Там последовательно снижалась госсобственность, росла защита прав, а компании активнее встраивались в глобальные цепочки стоимости. В Румынии и Словении рост СФП в 2013-2022 годах составил 1,50 % и 1,20 % в год.
Экономика современной России наследует сталинскую модель, которая могла работать только жестком перераспределении ресурсов на госзаказ за счет основной массы населения. Важен был экстенсивный плановый рост ценой гигантского перекоса между промышленностью и потребительским рынком. В 2000-е нефтегазовые доходы хлынули в страну, ими заливали низкую базу – это позволило поднять зарплаты и обновить основные фонды. Отсюда и рост СФП.
Сейчас взят курс на реидустриализацию. Чтобы найти капитал для этого, государству нужно удешевлять стоимость труда через ограничение потребления – нормирование, ухудшение качества товаров, замену оригиналов аналогами. Все это снижает доходы и потребительский спрос, который правительство не может (и не готово) обеспечивать выше какой-то рамки. В этих условиях инвестировать в производительность никому и не надо




17:00















