Российская государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в 2021-2026 гг. построит четыре атомных ледокола по проекту ледокола «Арктика», ледовые испытания которого начинаются 22 сентября. Ледоколы с двигателем мощностью 60 МВт будут предназначены для проводки судов как во льдах арктических морей, так и на мелководных участках Енисея и Обской губы Карского моря.
Строительство ледоколов данной серии ведется на Балтийском судостроительном заводе (Санкт-Петербург), входящем в состав ОСК. Заказчиком ледоколов выступает государственное предприятие «Росатомфлот», подразделение корпорации «Росатом».
Ледокол «Сибирь» должен поступить в распоряжение «Росатомфлота» в 2021 г., «Урал» - в 2022 г., «Якутия» - в 2024 г., а «Чукотка» - в 2026 г., сообщается в новом выпуске корпоративного журнала «Росатома».
«Арктика» является головным судном в этой серии ледоколов, которые строятся по проекту 22220. Ходовые испытания «Арктики» в Финском заливе и Балтийском море проводились с 23 июня по 16 сентября. Следующим этапом станут ледовые испытания, которые стартуют 22 сентября и должны продлиться две недели.
Ледоколы проекта 22220 смогут круглогодично работать в западной части Северного морского пути, а также на Енисее и в Обской губе, тогда как проводки по восточному участку Севморпути будут возможны в летне-осенний период, по данным Балтийского завода. Для уменьшения осадки при движении по мелководью ледоколы будут сбрасывать балласт.
Строительство атомного ледокола «Арктика» началось в ноябре 2013 г., а спуск его на воду состоялся в июне 2016 г. Первоначально сдача этого ледокола в эксплуатацию ожидалась в 2017 г.
Строительство атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал» ведется на Балтийском заводе, соответственно, с мая 2015 г. и с июля 2016 г. Ранее передача их «Росатомфлоту» ожидалась в 2019-2020 гг., но из-за задержек в строительстве пилотного ледокола сроки для следующих судов серии были скорректированы.
В августе 2019 г. ОСК и «Росатомфлот» подписали контракты на строительство ледоколов «Якутия» и «Чукотка».