Вспышка COVID-19 полностью изменила рыночные перспективы на 2020 год. Ожидается, что факторы, связанные с коронавирусом, серьезно повлияют на деловой климат во всех регионах. Быстрое распространение вируса в Европе, Северной Америке, Индии и России приведет к ухудшению ключевых параметров рынка алюминия в 2020 году.
«Сегодня весь мир оказался в новой парадигме – сложной и непредсказуемой ситуации. Влияние возникших в связи с пандемией проблем на экономику еще предстоит оценить, но они, безусловно, отразятся на всех секторах промышленности, включая алюминиевую отрасль. Уже сейчас можно прогнозировать, что связанные с коронавирусом изменения могут значительно снизить спрос на алюминий и изменить привычные бизнес-модели», - рассказал генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин.
В 1 квартале 2020 года глобальный спрос на алюминий упал на 6,4% – до 14,43 млн тонн. В остальной части мира (без учета Китая) спрос упал на 6,5% – до 6,6 млн тонн, а в Китае спрос снизился на 6,3% – до 7,83 млн тонн. Среди конечных потребителей алюминия сильнее пострадал транспортный сектор – из-за приостановки производства на заводах основных автопроизводителей в Китае, Европе, США и других странах. Выход на рынок новых моделей, включая электромобили, был отложен до конца эпидемии. В то же время сегмент упаковки растет в связи с продолжающимся процессом замены пластиковой тары на алюминиевую банку и дополнительным спросом, возникшим в ответ на изменения поведения потребителей в период карантина, также связанным с борьбой с вирусом.
Текущая ценовая конъюнктура более предпочтительна для первичного алюминия в сравнении со вторичным. Первичный алюминий в этом году получит определенную часть рынка, ранее занятую вторичным алюминием.
В то же время глобальное предложение первичного алюминия продолжило рост в 1 квартале 2020 года, увеличившись на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 16,12 млн тонн, что обусловлено в основном ростом производства в Китае на 4,1% – до 9,2 млн тонн, а также ростом в остальной части мира (без учета Китая) на 2,7% – до 7 млн тонн. Этот рост происходит вопреки убыточности примерно 24% производств в мире. Из-за падения цен в Китае остановились производства мощностью около 0,5 – 0,7 млн тонн, а в остальной части мира (без учета Китая) – мощностью около 0,4 млн тонн. При этом снижение цен на сырье, включая глинозем и углеводородное сырье, падение национальных валют, а также высокая стоимость закрытия и перезапуска производства, не дают закрыться значительному числу алюминиевых заводов.
В результате в 1 квартале 2020 года на мировом рынке присутствует переизбыток алюминия в объеме 1,7 млн, что оказывает давление на цену и премии.
Как уже упоминалось ранее, COVID-19 отрицательно скажется на мировом рынке алюминия в 2020 году. Ожидаются рост переизбытка предложения и ослабление спроса. Ожидается, что спрос со стороны конечных потребителей, от транспортной и строительной отраслей до производителей упаковки и товаров народного потребления, снизится в связи с различными правительственными мерами, призванными остановить распространение вируса. Товарооборот розничной торговли значительно снизился, а падение продаж дорогих товаров, таких как автомобили и недвижимость было еще более значительным. Учитывая, что в Китае основные негативные последствия коронавируса оказывали влияние на экономику на протяжении трех месяцев, а также тот факт, что в остальной части мира экономика только начинает восстанавливаться, ожидается, что рынку потребуется несколько месяцев для возвращения к прежним показателям.