Европейские потребители с удивлением смотрят на стоимость топлива на автозаправках. Ведь заправиться в разгар сезона отпусков и летних каникул стоило дороже, чем обычно. Зато в этом году водители в выигрыше от длительного периода низких цен на бензин и дизель. Причина этих необычных явлений - ценовая война, которая идет на рынке нефти. Сам энергоноситель считается ресурсом номер один в современных развитых промышленных обществах.
Объемы мировой нефтедобычи высоки как никогда. Как следствие - на рынках предложение превышает спрос. Информационная служба нефтяной отрасли OPIS сообщала в июле о ежедневном перепроизводстве объемом 350 000 баррелей (1 баррель = 159 литров). Несмотря на это некоторые страны-экспортеры нефти в разы увеличивают объемы добычи «черного золота». Особенно это касается Саудовской Аравии. Королевство повысило ежедневный объем добычи нефти на целых 50 000 баррелей.
Поэтому экономист Томас Майер в интервью DW ведет речь о применении «нефтяного оружия». Но на этот раз речь идет не о потребителях на Западе, а о нежелательных конкурентах и политически враждебных соседей.
«Первая цель этих шагов - вывести из игры конкурентов, занимающихся добычей сланцевой нефти, особенно в США», - объясняет бывший главный экономист Deutsche Bank. «Еще одна цель - помешать Ирану восстановить свои позиции сильного игрока на рынке нефти», - добавил эксперт.
Возвращение Ирана на рынок нефти
С 2012 года из обострения политики санкций Запада в отношении Ирана этой стране практически перекрыли доступ к международному нефтяному рынку. Добыча нефти существенно сократилась, а экспорт упал наполовину. Но все изменило подписание договора по иранской ядерной программе. С началом нынешнего года санкции в энергетическом секторе утратили силу. По словам эксперта Берлинского Фонда «Наука и политика» (SWP) Азада Замирирада, с момента отмены эмбарго Тегеран преследует сразу три цели.
«Во-первых, вернуть нефтедобычу до уровня 2011 года, то есть до вступления в силу санкций. Во-вторых, как можно быстрее получить потерянную долю рынка. В-третьих, привлечь прямые иностранные инвестиции в изношенную инфраструктуру энергетического сектора», - пояснила она в беседе с DW.
Низкие цены на нефть затрудняют достижение этих целей.
«С точки зрения Тегерана, после подписания соглашения об атомной программе Саудовская Аравия стремится всеми силами и средствами помешать политическому и экономическому усилению Ирана», - отмечает берлинская эксперт. «Ведь Тегеран постоянно упрекал Эр-Рияд, что он сознательно пытается давить на цены», - добавила она.
Саудитам тоже тяжело
В то же время сама Саудовская Аравия тоже страдает от низких цен на нефть. Страна еще больше зависима от экспорта нефти, чем диверсифицированная иранская «экономика сопротивления». Поэтому новый год принес гражданам Саудовской Аравии неожиданный «подарок» - резкое повышение цен на топливо. Цены на дизель и керосин тоже значительно подскочили, так же, как и на газ, электроэнергию и воду.
Эксперт немецкого общества внешней политики (DGAP) Себастьян Зонс считает политику Эр-Рияда по ценам на нефть крайне опасной стратегией. Ведь бюджетные проблемы в Саудовской Аравии переплетаются с социокультурными проблемами. Речь идет, по мнению Зонса, который является именно специалистом по Ближнему Востоку, в том числе и о высокой безработице среди молодежи, значительной зависимости от иностранной рабочей силы, раздутом государственном секторе.
Другим странам-экспортерам нефти вызванное Саудовской Аравией превышение предложения над спросом на рынке нефти наносит не менее хлопот, объясняет Зонс. Но что-то противопоставить сильному влиянию Саудовской Аравии в ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти. - Ред. ) Они не могут.
«Ни одна из тех попыток, которые имели место, не была воспринята саудитами. Поэтому они имеют такую себе единоличную власть в пределах ОПЕК, против которой другие страны ничего не могут сделать», - добавил эксперт DGAP.
Новые технологии изменили правила игры
Фрекинг в США привел к поразительным изменениям на рынке
Ожесточенная ценовая война берет свое начало с ноября 2014 года, когда состоялось заседание министров стран-членов ОПЕК. Тогда ключевыми вопросом была реакция на увеличение объемов добычи сланцевой нефти в США с применением технологии фрекинга и возможная реакция на возвращение Ирака на нефтяной рынок. Благодаря фрекингу, несмотря на шквал критики со стороны экологов, Соединенные Штаты вышли на третье место в мире по объемам добычи нефти. Только Саудовская Аравия и Россия незначительно опережают США по этому показателю. За период с 2010 по 2015 год Соединенные Штаты смогли практически удвоить объемы нефтедобычи на своей территории.
Нефтяной эксперт по Гамбурзського института мировой экономики Леон Лешус тоже называет резкое увеличение объемов нефтедобычи в США главным фактором падения цен на «черное золото», которое длилось с лета 2014 года до начала 2016 года. Лешус напоминает, что тогда рыночная стоимость нефти скатилась со 100 долларов за баррель до менее 30.
Технологии разработки залежей нефтеносных песков превратили Канаду в одного из крупнейших игроков на рынке
Новые технологии привели также к появлению на рынке новых мощных игроков. За последнее десятилетие интенсивная разработка нефтеносных песков в канадской провинции Альберта превратила Канаду в одну из ведущих стран-экспортеров нефти.
«Три миллиона баррелей добывает Канада ежедневно и это результат использования так называемых неконвенционных методов добычи, применяемых все чаще», - отмечает в беседе с DW эксперт немецкой Ассоциации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Александр фон Герсдорф. Еще одним следствием этого стала потеря ОПЕК позиций на рынке - теперь на организацию приходится лишь 40 процентов нефтедобычи в мире.
Эр-Рияд точит оружие
Но даже во время наибольшего падения биржевых цен Саудовская Аравия не сокращала объемов нефтедобычи, чтобы усилить давление на конкурентов в Северной Америке. Ведь себестоимость фрекинга, особенно разработка нефтеносных песков в Канаде, значительно превышает разработку нефтяных месторождений в аравийских пустынях.
Саудиты и сейчас и слышать ничего не хотят о замораживании уровня объемов нефтедобычи. Поэтому Томас Майер видит оснований в ближайшем будущем для завершения ценовой войны. «Предложение не сокращается. В то же время спрос остается относительно низким, ведь мировая экономика больше не развивается так, как раньше», - отмечает эксперт.