Доля американского рынка в мире стремительно растет и достигает рекордных высот, инвесторы сейчас заняты главным вопросом, сможет ли экономика Китая быть признана «рыночной» в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО).
Пекин утверждает, что автоматически получит статус «рыночной экономики» в декабре 2016 года к 15-летию вступления Китая в ВТО.
Рыночный статус является важной политической задачей для Пекина, поскольку это позволит ему бороться против антидемпинговых пошлин, подобных тем, что установлены в отношении импорта китайской стали в США и Европе.
США, наряду с некоторыми европейскими странами, которые настороженно относятся к Китаю, считают, что Пекин не может автоматически достичь своей заветной цели и стать полноправным участником мирового рынка без одобрения всех членов ВТО.
Пока одни будут склонны верить в падение рынка торговли, это послужит благоприятной средой для инвесторов, особенно тех, которые имеют выход на железную руду, уголь и производство стали.
Вот почему Китай имеет огромную мощность в широком диапазоне отраслей промышленности, включая сталь, алюминий, цемент, химикаты, нефтеперерабатывающие и судостроительные отрасли, которые наиболее пострадали от чрезмерных китайских поставок.
Избыток мощностей
На Китай в настоящее время приходится примерно половина мирового производства стали, а его избыток сталелитейных мощностей в прошлом году превысил общий объем производства четырех крупнейших мировых производителей – Японии, Индии, США и России.
В этом году Пекин объявил, что планирует снизить выплавку со 150 до 100 миллионов тонн в течение следующих пяти лет.
Пекин пытается достичь своей цели по сокращению производства стали на 45 миллионов тонн в этом году, что поспособствует росту цен на сталь. В то же время, местные власти озабочены тем, чтобы не вызвать недовольство китайцев, так как работники могут провести широкомасштабные акции протеста против сокращения рабочих мест.
Экспорт стали в Китае, так же находится в профиците. В прошлом году Китай экспортировал более 100 миллионов тонн стали, продолжив наращивать продажи в течение первых шести месяцев этого года.
Рост экспорта вызвал возмущение в США, где международная торговля является серьезной проблемой в преддверии президентских выборов в США. Американские производители стали мешать Китаю, поддерживая нерентабельных производителей дешевыми кредитами, денежными подачками и недорогим электричеством, что дает им искусственное преимущество перед зарубежными производителями.
В марте Министерство торговли США ввело массивную 266-процентную пошлину на холоднокатаную сталь, импортируемую из Китая. Тариф призван побороть демпинг – продажи стального проката ниже себестоимости, с целью получения доли на рынке. При этом китайские чиновники отрицают такую практику.
Не удивительно, что рекордные ввозные пошлины стимулировали сильный рост цен на сталь в США, где стоимость готового проката выросла почти на 60 процентов в этом году.
Оборот прибыли
В понедельник стало известно, что скачок цен на сталь в США, привел к огромной прибыли Австралийской компании BlueScope.
BlueScope приобрела 100 процентов акций самой прибыльной компании в Северной Америке (металлургического комбината) незадолго до того, как США ввели жесткие антидемпинговые пошлины на импорт стали из Китая – годовая прибыль 353.8 млн. долларов в 2015-16 годах, самая большая с 2008 года.
В BlueScope завили, что власти США фактически закрыли американский рынок стали для посторонних. Там добавили, что рентабельность работы завода компании в Огайо, который плавит около 2 миллионов тонн стали в год – выросла на 60 процентов.
В то время как держатели акций BlueScope Steel будут ждать подъема в США цены на сталь, другие инвесторы продолжают беспокоиться о закрытии американского рынка, что может повлечь за собой неприятности для китайских сталелитейных заводов. И это может означать, что нужно готовиться к более резкому снижению цен на железную руду и уголь.