Австрийская деревушка Донавитц была металлургическим центром с начала XV века, когда руда добывалась на рудниках в заснеженных вершинах гор неподалеку. На протяжении столетий Донавитц превращался в сталелитейный центр Империи Габсбургов, и к началу 1900-х годов стал домом для крупнейшего в Европе завода. С открытием компанией Voestalpine AG нового завода в этом году отрасль выглядит довольно надежной. То, что менее известно, - это рабочие места.
На заводе, в двух часах езды к юго-западу от Вены, потребуется всего 14 сотрудников, чтобы производить 500 000 тонн прочной стальной проволоки в год – против более 1000 работников на заводе аналогичной мощности, построенном в 1960-х годах. Внутри объекта раскаленный металл движется по 700-метровой производственной линии. Тем не менее, полы без единого пятнышка, а единственный шум - это мягкий гул, который не повлияет даже на тихий разговор – при этом большую часть времени помещение пустынно, за исключением трех техников, которые сидят высоко над линией, контролируя выход продукции на экране монитора.
Мы должны забыть о стальной отрасли как об основном работодателе, говорит Вольфганг Эдер, главный исполнительный директор Voestalpine в течение последних 13 лет.
«В долгосрочной перспективе мы потеряем большинство классических "синих воротничков", работающих в горячих цехах и выполняющих грязные работы на коксохимических заводах или у доменных печей. Все это будет автоматизировано».
За последние 20 лет количество рабочих часов, необходимое для производства тонны стали, упало с 700 до 250, поскольку новые процессы контроля и инновации, такие как литье стали ближе к форме готового продукта, повысили производительность, - по данным Всемирной ассоциации стали. С 2008 по 2015 год численность рабочих мест в металлургической отрасли Европы сократилось на 20% (почти на 84000) - до 320000 человек. При этом занятость в этом секторе может снизиться еще на 20 процентов в течение ближайшего десятилетия.
Этой индустрии нужно будет все меньше и меньше неквалифицированных рабочих
Завод в Донавитце, расположенный в узкой долине, окруженной пышными зелеными пастбищами, на которых пасутся молочные коровы, резко контрастирует с средневековыми церквями и замками, цепляющимися за скалистые утесы неподалеку. Завод стоимостью 100 миллионов евро (111 миллионов долларов) превращает 3-тонные балки из стали, выкованные в доменных печах Voestalpine по соседству, в толстую проволоку, используемую для изготовления таких компонентов, как амортизаторы и поршневые коробки в BMW, Mercedes -Benz и Audi за границей, в Германии. В то время как около 300 других работников в Донавитце выполняют вспомогательные роли, такие как логистика доставки и эксплуатация внутренней железнодорожной системы, на самом заводе будет работать всего лишь 14 сотрудников.
В течение трех лет компания намерена открыть полностью автоматизированный завод в Капфенберге, в получасе езды от долины Донавитца, который будет поставлять высокотехнологичные компоненты для самолетов, такие как стресс-стойкие опоры двигателя и части шасси. Хотя детали все еще неизвестны, автоматизация завода, на котором в настоящее время работают 2500 человек, может кардинально изменить картину работы.