Президент США Дональд Трамп может обратиться к закону времен холодной войны, чтобы попытаться остановить поток импорта стали, что является частью его предвыборного обещания, которое было сделано как будто для сохранения американских промышленных рабочих мест. Ничто не будет окончательным, пока министерство торговли США не завершит рассмотрение проблемы, но все признаки указывают на то, что будет объявлено о том, что дешевый импорт ставит национальную безопасность штатов под угрозу, ослабляя металлургическую промышленность. США могут завершить развертывание торгового оружия, известного как «большая кувалда», малоиспользуемой частью торгового закона, принятого в 1962 году. Такие тяжелые инструменты могут нанести непреднамеренный ущерб глобальной торговле в целом.
1. Что это за оружие?
Раздел 232 Закона о расширении торговли 1962 года позволяет президенту корректировать импорт в одностороннем порядке - без голосования Конгрессом - если Департамент торговли найдет доказательства угрозы национальной безопасности от иностранных поставок. Продолжающийся обзор министра торговли Уилбера Росса, бывшего сталелитейного магната, начался в апреле и заканчивается через 270 дней, но он уже пропустил установленный им срок в конце июня.
2. Что представляет собой угрозу безопасности?
Это было довольно жестко определено. До этого случая было проведено 26 обзоров в соответствии с разделом 232, последний раз в 2001 году. Восемь обзоров, которые нашли надежную угрозу национальной безопасности, были связаны с нефтью. В исследовании № 232 обнаружена угроза национальной безопасности, связанная с металлами.
3. Что такое сталь как проблема национальной безопасности?
Защитники расследования по разделу 232 говорят, что ослабленная сталелитейная промышленность США будет менее готова к строительству танков и другого оружия в случае возникновения реального военного кризиса.
4. В чем проблема с импортом стали?
Во-первых, это вредит американским стальным рабочим местам в штатах, которые помогли Трампу выиграть президентство. Но США не одиноки в стремлении защитить свои внутренние рынки стали. Мировая сталелитейная промышленность имеет оценочный профицит в объеме более 700 миллионов метрических тонн, причем примерно половина его сосредоточена в Китае и экспортирует рекордные объемы стали по всему миру. По словам Сета Розенфельда, аналитика Jefferies International, главная цель США - увеличить загрузку мощностей с 74 до более 80 процентов. Как только этот показатель достигнет 80 процентов, начнется сокращение влияния фиксированных затрат, что позволит американским фирмам конкурировать по цене.
5. Откуда берется импорт?
Мировая сталелитейная промышленность является замкнутым кругом. Если экспорт заблокирован на одном рынке, его влияние смещается в другом месте, вызывая так называемый эффект пульсации. В то время как Китай рассматривается как пугало стального демпинга, его экспорт в США упал на 72 процента с 2014 года, что стало результатом ввозных пошлин, введенных президентом Бараком Обамой. В прошлом году Китай был только 11-м крупнейшим экспортером в США. Однако за тот же период импорт из Вьетнама вырос более чем в шесть раз. Из 30 миллионов тонн США, импортированных в прошлом году, почти треть была получена из Канады и Бразилии.
6. Как другие страны отреагируют на репрессии в США?
Любое движение Трампа, вероятно, вызовет яростный отклик у остального мира. Европейский союз заявил, что он ответит, если США «необоснованно ударит» по импорту стали. ЕС, скорее всего, быстро отреагирует не только на введение мер против США, но и на укрепление собственной защиты от перенаправленного экспорта стали из Китая. Сталелитейное лобби Европы заявляет, что оно попросит Еврокомиссию ввести меры в отношении стран, которые экспортируют дешевую сталь в регион. Другие страны могут присоединиться к США в укреплении обороноспособности в отношении Китая, что в конечном итоге заставит топ-производителя сократить свои собственные мощности и экспорт.
7. Будет ли задействована Всемирная торговая организация?
Возможно нет. Хотя ВТО является международным арбитром торговых споров, торговые правила, которые датируются десятилетиями, позволяют странам вводить торговые ограничения, когда они чувствуют, что их национальная безопасность подвержена риску.
8. Что может пойти не так?
Самыми большими рисками являются рост внутренних цен на сталь, что создало бы давление на другие сферы производства в США - и ответные меры в отношении потребителя. Поскольку США не экспортируют много стали, это может означать, что другие экспортные продукты становятся объектами. Американская пшеничная промышленность предупредила, что ограничение импорта стали может привести к тому, что другие страны будут использовать аналогичные требования национальной безопасности, чтобы нанести ущерб американским фермерам.