Планы Трампа относительно 25-процентной пошлины на импорт стали и 10-процентной пошлине на алюминий шокировали как друзей, так и недругов. Китай возмущен - впрочем, как и Канада, Япония и Южная Корея - союзники, которые фактически экспортируют больше стали в США, чем Китай. Они пострадают сильнее, если им не будут предоставлены льготы или не будут отменены президентские «спецпредложения». Трамп обвиняет китайцев в стальном демпинге на американском рынке, в то время как правовые основания для ввода новых пошлин зиждутся на идее о том, что стратегически важнейшие производства находятся под угрозой из-за сокращения американской металлургической промышленности. Но если пошлины нанесут главный удар по металлургическим компаниям, являющимся региональными конкурентами Китая - Японии, Южной Корее и Тайваню - результатом может быть только укрепление Поднебесной. Улучшение производительности американской сталелитейной промышленности будет стоить ослабления союзников в Восточной Азии. Имеет ли это стратегический смысл?
Это могло бы быть очень хорошо. Япония и другие союзники США процветали в условиях торговли, которые Вашингтон оставил в силе после окончания «холодной войны». Но Китай процветает еще больше, вплоть до того, что обгоняет США как самую крупную в мире экономику. Если считать разницу в мощности - а они это делают - путь Вашингтона по ведению бизнеса таков, что при этом вскармливается мощный конкурент, в то время как медленно истощается сама Америка из-за тяжелой промышленности.
Американские союзники, а также собственное «не-Трамповское» руководство Америки, хотели бы оставить всё как есть и играть по старым правилам. Глобалисты из числа правых республиканцев и левых демократов воображают, что Китай стремится только к тому, чтобы расти и богатеть. А что же, если это также означает, что Китай становится еще более мощным?
Китайские лидеры, прежде всего Си Цзиньпин, вероятно, уже президент на всю жизнь, проявили гораздо больше изобретательности, чем западные либералы, просто ориентированные на деньги. Китай наращивал свою производственную мощность путем экспорта, одновременно препятствуя иностранному доступу на свои внутренние рынки (часто предоставляя доступ только в обмен на передачу технологий и соглашения о совместном предприятии, которые давали китайским компаниям доступ ко всем прочим исследованиям и разработкам). Цель для таких людей, как Си, - не просто процветание, а процветание во имя государственной и экономической мощи, что питает рост Китая как мировой стратегически важной державы.
И, воспользовавшись либеральным глобализмом в своих целях, Китай теперь отбрасывает его, принимая более агрессивную позицию по отношению к своим соседям, вторгаясь в их воды, и убирая видимость конституционализма у себя дома, оставляя Си-автократа готовым вести свою страну к следующей, не только экономической, фазе экспансии.
Пошлины Трампа сами по себе этого не остановят. Но они могут ознаменовать начало конца американского самодовольства по отношению к экономическим основам - промышленным основам - мировой державы. Нелиберальный Китай просто поглотил бы либеральный мировой порядок, но мировой порядок, в котором Америка (и, в конечном счете, ее союзники) тоже ценит свою промышленную мощь, - пока что имеет шанс быть сбалансированным.