Недавний опрос ключевых профессионалов отрасли показал, что, хотя сегодня только меньшинство активно торгует «зеленой» сталью, импульс начинает нарастать. Около 40% респондентов сообщили, что они либо в настоящее время торгуют «зеленой» сталью, либо планируют начать в течение следующих трех-шести месяцев. Тем не менее, эта деятельность по-прежнему ограничена по масштабам и в значительной степени ограничена отдельными продуктами.
«В настоящее время спрос на «зеленую» сталь невелик», — прокомментировал один из респондентов. «Не так давно это была горячая тема, но из-за сложных рыночных условий и высоких затрат она была отодвинута на второй план».
Эту точку зрения поддержали и другие респонденты. Один из них задал вопрос о том, не является ли высокий интерес со стороны клиентов, наблюдавшийся в предыдущие годы, результатом «ажиотажа» вокруг этой темы, который с тех пор был вытеснен опасениями по поводу стоимости на сегодняшнем сложном рынке.
Комментируя результаты опроса, аналитик международного рынка стали MEPS Джон Каррутерс-Грин сказал: «Сейчас не только зеленая сталь изо всех сил пытается найти покупателей, но и сталь в целом. Рынок остается перенасыщенным, а спрос со стороны конечных пользователей слаб в нескольких ключевых секторах. Как только ситуация улучшится, и покупатели окажутся под большим давлением, чтобы достичь своих собственных целей в области устойчивого развития, мы ожидаем большей готовности платить за продукты с более низким уровнем выбросов».
Рыночные тенденции обнажают отраслевые различия
В исследовании «Зеленая сталь», проведенном MEPS, подчеркивается, что темпы внедрения материалов с низким уровнем выбросов обусловлены определенными отраслями промышленности. Респонденты часто ссылались на автомобильный сектор и сектор возобновляемых источников энергии в качестве первопроходцев, где обязательства в области устойчивого развития уже просачиваются через цепочки поставок.
«Спрос на экологически чистую сталь в строительстве очень низкий», — сказал один из поставщиков. «Несмотря на то, что спрос на автомобильную промышленность растет, клиенты обеспокоены тем, что «зеленая» премия не может быть передана ценам на конечную продукцию».
Вопрос цены остается критическим камнем преткновения для продаж «зеленой» стали. Один из вопросов, который MEPS задала участникам рынка, которые в настоящее время продают продукцию из экологически чистой стали, заключался в том, добавляются ли их дополнительные расходы в качестве надбавки к стандартной стальной продукции или обсуждаются отдельно. Реакция была неоднозначной: 57% предположили, что их цены обсуждались отдельно. Остальные 43% работали по модели «цена-плюс».
Независимо от используемой модели ценообразования, стоимость остается существенным барьером.
Один из респондентов сказал, что клиенты дважды задумываются о покупке, как только им сообщают о необходимой премии. Другой отметил, что «решения по-прежнему основаны на цене для спотового бизнеса», что отражает то, как затраты продолжают перевешивать цели устойчивого развития в повседневных сделках.
Несколько респондентов также выразили обеспокоенность по поводу того, могут ли премии за «зеленую» сталь быть поглощены или переданы по цепочке поставок. Один из них сказал: «Вызывает сомнения, что конечные потребители будут платить больше за стиральную машину из зеленой стали».
Результаты опроса свидетельствуют о том, что продажи «зеленой» стали в настоящее время в большей степени сосредоточены на плоском прокате. Среди респондентов, которые указали, что продают «зеленую» сталь, горячекатаный рулон выделился как наиболее широко торгуемый продукт, на который указали 71%. За ним следуют горячеоцинкованный рулон (50%) и горячекатаный лист (43%).
Доля сортового проката значительно снизилась: товарный пруток, катанка и сортовой прокат продали всего 14% респондентов, а арматура отстает еще больше (7%). Это несоответствие может отражать более широкое внедрение низкоуглеродистой стали в таких секторах, как автомобилестроение и бытовая техника, где доминирует плоский прокат. Сортовой прокат, который более тесно связан со строительным сектором, медленнее набирает обороты.
Кроме того, поскольку многие сортовые изделия обычно производятся с использованием электродуговой печи (ДСП), которая имеет меньший выбросы, некоторые из этих материалов могут официально не продаваться или не указываться как «зеленая» сталь.
Еще одна проблема заключается в отсутствии четких и последовательных определений для «зеленой» стали. Один из респондентов спросил: «Это может быть странный вопрос, но что классифицируется как «зеленая сталь»?
Другие выразили обеспокоенность тем, что нынешние этикетки могут преувеличивать экологические показатели, а один предупредил о «большом количестве гринвошинга, происходящего в настоящее время». Такое отсутствие ясности рискует подорвать доверие к рынку и усложнить как принятие решений о закупках, так и долгосрочное планирование.
Недавно опубликованное Европейской комиссией соглашение о чистой промышленности раскрыло планы по созданию новой системы маркировки, которая будет четко указывать на выбросы материалов, производимых внутри страны. В начале этого месяца начались консультации с ключевыми заинтересованными сторонами отрасли.
Будущее внедрение зависит от регулирования
Ожидания в отношении долгосрочного внедрения «зеленой» стали среди респондентов опроса MEPS остаются неоднозначными. Тем не менее, некоторые сохраняют осторожный оптимизм.
«Зеленая сталь занимает центральное место в нашей стратегии устойчивого развития, — сказал один из респондентов, — но мы считаем, что может пройти еще три года, прежде чем она получит полное признание на рынке».
Схема торговли квотами на выбросы (СТВ) Европейской комиссии уже применяется во многих секторах, но ее влияние на сталелитейную промышленность будет значительно расти. С января 2026 года бесплатные квоты на выбросы, которые в настоящее время компенсируют большую часть бремени затрат для европейских производителей стали, начнут отменяться.
Импорт стали также столкнется с новыми обязательствами. Полная реализация Механизма пограничной корректировки выбросов углерода (CBAM), также запланированная на январь 2026 года, приведет к снижению стоимости углерода к стали, поступающей в ЕС. Несмотря на то, что точная стоимость сборов остается неопределенной, ожидается, что базовые значения выбросов, которые занимают центральное место в расчетах стоимости CBAM, будут опубликованы позже в этом году.
Каррутерс-Грин сказала: «Хотя эти меры знаменуют собой значительный сдвиг в том, как углерод оценивается в цепочке поставок, успех таких схем в стимулировании значимых изменений в отрасли будет в значительной степени зависеть от четких и последовательных указаний со стороны политиков.
«Результаты нашего опроса рисуют четкую картину; Отрасль признает острую потребность в более экологичных методах производства, но неопределенность в отношении стоимости, предложения и потребительского спроса все еще сдерживает развитие сектора. Вопрос не в том, произойдет ли переход, а в том, насколько быстрым будет этот переход и кто его возглавит».