27 июня тонна угля калорийностью 6000 ккал/кг на условиях FOB на Дальнем Востоке стоила 69, что на 21% ниже уровня начала года и на 25% — год назад. В порту Тамань цена составила 63 за тонну, снизившись с начала года на 22%, а в портах Балтийского моря — 55, что на 26% меньше, чем в январе.
Стоимость коксующегося угля в конце июня оценивалась в 97 за тонну на базе FOB Дальний Восток — это на 18% меньше, чем в начале года, и на 31% ниже, чем в июне 2024 года. Такое падение цен и маржинальности стало одной из ключевых причин кризиса в российской угольной отрасли. Для сравнения, в июне 2022 года цена энергоугля в портах Дальнего Востока была 195 за тонну.
На снижение цен влияют не только мировой спрос, но и санкции, рост транспортных расходов (аренда вагонов, тарифы РЖД, перевалка в портах), укрепление рубля и импортные пошлины Китая. По данным Минэнерго, экспорт угля из России в 2024 году снизился на 8%, добыча практически не изменилась. Доля убыточных компаний по итогам 2024 года достигла 53,3%, а в январе — апреле 2025 года выросла до 62,8%, при этом убыток отрасли составил 128,6 млрд рублей.
Правительство в мае 2025 года приняло пакет мер поддержки: субсидии на логистику, компенсации по тарифам РЖД, отсрочку налоговых платежей и финансовое оздоровление отдельных компаний. В июне поддержку согласовали для нескольких крупных угледобывающих компаний, а всего ее могут получить 73 предприятия.
Основным фактором падения цен является слабый спрос в Китае — крупнейшем потребителе угля. Импорт угля в КНР снизился на 8%, а собственное производство выросло. Запасы угля в китайских портах превышают прошлогодние на 26%. По прогнозам, цены могут упасть ещё на 5% к концу года.
Без существенного улучшения рыночной конъюнктуры и дополнительной поддержки малые и средние компании рискуют банкротством. Для стабилизации отрасли важны ослабление рубля и снижение себестоимости производства.