"Здесь есть, мне кажется, некоторая узость инструментария, которая у нас имеется, поскольку программы реализуются в форме субсидий. Собственно говоря, субсидии - это общая принятая норма поддержки государством НИОКРов в перспективных, но при этом рискованных видах деятельности на переднем фронте научно-технического прогресса и правительства Беларуси и России немало средств тратят на субсидирование НИОКРов, так же, как и союзный бюджет тратит их в той части, где мы пытаемся объединить имеющиеся заделы и научно-технические потенциалы", - прокомментировал Госсекретарь, отвечая на вопрос "СОЮЗа" об итогах заседания.
Он отметил, что далеко не всегда здесь возможна возвратность, поскольку, с одной стороны, научно-технические проблемы, которые решаются благодаря программам, могут иметь сквозной эффект и иметь значение для разных отраслей и сфер деятельности, которые государство поднимает до нужного уровня компетенции и качества. Классический пример - разработка стандартов. Это некоммерческий процесс, но он очень важен для экономического развития.
Сергей Глазьев пояснил, что программы Союзного государства - это ключевой функционал в деятельности органов Союзного государства. "Их много разных, здесь обсуждались научно-технические программы, которых реализованы более 60 за период существования Союзного государства. Они ориентированы на решение проблем научно-технического развития, где мы могли бы, опираясь на совмещение наших научно-технических потенциалов, получить новые желательно прорывные результаты, на основании которых можно было бы создавать новые высокотехнологические производства, конкурентоспособные в мировом масштабе, активизировать имеющийся новый технический потенциал, создавать, может быть, даже новые виды деятельности для целой отрасли", - пояснил он.
Госсекретарь отметил, что ежегодно на реализацию программ расходуется около трех миллиардов рублей. Это составляет примерно половину союзного бюджета. Потому от программ ждут некой возвратности в бюджет Союзного государства.
"С другой стороны, действующее законодательство не предполагает возрастной субсидии. На то они, субсидии, ими пользуются, имущество создается, оно закрепляется за пользователями, и находится под контролем министерств заказчиков, и ведется реестр имущества в Постоянном Комитете Союзного государства. Но само это имущество находится в пользовании, как правило, разработчиков, и вычленить его каким-то образом для извлечения каких-то платежей из этого имущественного комплекса невозможно, юридически нереально это сделать", - пояснил Госсекретарь.
Он подчеркнул, что законодательная база это не позволяет. "Поэтому, если мы говорим о возвратности средств, выделяемых из бюджета Союзного государства на научно-технические программы и проекты, мы должны дополнить формат субсидий возвратным механизмом, таким как целевые кредиты или венчурные инвестиции. Мы в этом направлении работаем, сейчас идет подготовка проекта инвестиционной платформы Союзного государства, где мы эти инструменты будем закладывать", - заключил Сергей Глазьев.