Доходность на ряде направлений действительно близка к нулю, ставка позволяет оплачивать только порожняк, денег не остается даже на ремонт вагона, не говоря о лизинге. «Учитывая тот факт, что вагон заезжает в плановый ремонт раз в два-три года, если ситуация затянется, через короткий промежуток мы столкнемся с дефицитом вагонов,— предупреждает он.— Потенциально ситуация патовая. На ремонт вагонов не будет денег — и это еще если вагоны останутся и собственники не порежут их на запчасти или в металлолом». Ведь неработающий вагон — это не отсутствие выручки, это прямые затраты на отстой и так далее.
Перевозка такого низкомаржинального вида топлива как уголь на 4000 км наземным транспортом не встречается в мире нигде. Можно, конечно, надеяться на чудо, рост цен в Китае (с чего бы вдруг при их внутреннем кризисе перепроизводства?), помощь государства, но, все же, сама по себе такая логистика убивает весь экономический смысл. Можно бесконечно долго поддерживать эту сомнительную бизнес-модель, но от этого она не станет лучше. Возможно, поддержку стоит перенаправить от угольных компаний на выплату компенсаций шахтерам и обеспечение их трудоустройства в других, более производительных сферах экономики. И сейчас, кстати, хороший момент для таких реформ, так как безработица очень низкая.