У Дипака Лала встретили пример того, как западные компании используют риторику прав человека, чтобы заставить собственное правительство ввести непрямые пошлины для защиты их интересов от конкуренции со стороны компаний из развивающихся стран.
Два истории:
Ланкарширские текстильные промышленники к 80-м годам XX века стали существенно уступать индийским. Поэтому они совместно с благотворительными организациями начали оказывать давление на администрацию Британской Индии ввести единое трудовое законодательство. Индусы могли использовать детский труд на фабриках, что существенно снижало издержки и вызывало недовольство конкурентов из Ланкаршира. Им это удалось в 1881 году. В итоге индийская текстильная промышленность начала резко сдуваться, уступив сначала британской на рынке экспорта, а потом и японской на внутреннем рынке.
Последние несколько десятков лет западные страны активно пытались и пытаются через площадку ВТО вынудить развивающиеся государства принять ряд мер, унифицирующие трудовое законодательство в западных и не западных странах. Все это делается в целях, например, защиты работников от эксплуатации.
Новой фишкой в этом направлении стал так называемое «этичное производство». Например, от компаний могут требовать соответствовать определенному стандарту, который запрещает, тестирование продуктов на животных или использование детского труда. Здесь можно отметить FairWeave, стандарт качества, говорящий о том, что при производстве ковров детский труд не был задействован. Или Fairtrade.
С точки зрения сторонников свободной торговли в эту же категорию непрямых протекционистских мер можно отнести европейский «Механизм трансграничного углеродного регулирования» (CBAM). Он действует как барьер, создающий издержки иностранным компаниям при доступе на европейский рынок. С одной стороны он выступает источником ренты и средств для развития индустрии зеленой экономики, а с другой — дает дополнительный рычаг контроля над импортерами. Естественно, что официально главной целью ставится «снижение выбросов парниковых газов» в мировом масштабе, а не протекционизм;)