Когда смотришь каналы вроде Mashnews, складывается впечатление, что новые заводы в России открывать стали ежедневно. От чугуния до чипов - все новые и новые линии. Это не правда. За 2024-й на баланс прибавили 177 предприятий - то есть не каждый день, а раз в два дня. Апгрейд прежних производств идет еще интенсивнее.
Катализатором понятно стал кризис, санкции и СВО. В 2023-24 инвестиции в хай-тек утроили. Число новых компаний и проектов выросло на 67%. С конвейера пошли не копии, а свои оригинальные решения. Успехи впрочем не валовые, а показательные. Вдруг выяснилось, что при правильной культуре управления и росте автоматизации, цеха ведут себя эффективнее на 30-50%. Если местами поднатужится, выпуск растет кратно.
Козырь качественных кадров наконец лег на стол: инженеров на душу населения у нас вдвое больше, чем в США. Сочетая советские заделы фундаментальной науки и технологической школы, ресурсы госкорпораций и частную инициативу, - наши люди не ждут чуда - они его делают.
Заданный ориентир технологической суверенности осложняется тем, что в мире забыли как это делается. Потому речь и не стала вестись о замещении всего и вся. Концентрация в критических отраслях: ВПК, энергетика, сельское хозяйство, транспорт и логистика. Стратегия, с прицелом избежать непосильных затрат, в целом процесс запустила. Где успехи наиболее заметны на фоне спроса, подстегнутого необходимостью.
Приходится преодолевать главную ошибку 1990-х: развал научно-производственных связей. И дальнейшие перспективы зависят не от отдельных предприятий, а экосистем и цепочек создания стоимости. От разработки ресурсов, до своих станков до ПО для них. Планы включают 4 трлн инвестиций до 2030-го. Слишком амбициозно? Учитывая что в том году было вложено 750 млрд, цифра вполне реальная.
Нацпроект "Средства производства и автоматизации" ставит ориентир в 95% самостоятельности в производстве хай-тека. Когда государство выступает спонсором и первым клиентом, принимая на себя риски - это вроде бы хорошо. Но издержки, - это когда 60% заявок на субсидии отклоняют из-за несоответствия формальным требованиям: бюрократический ад аппарат становится зримым тормозом.
Часть процессов удалось упростить, списывая на экстренные потребности экономики и СВО. Проблема в том, что в форс-мажоре постоянно работать не получится. Никуда не делись объективные препятствия.
Сравнительно дешевая рабочая сила в РФ снижает ценность внедрения автоматизации. Рынок труда консервативен - изъятие рабочих мест противоречит повестке. Доступ к глобальному рынку, чтобы купить и заимствовать технологии ограничен санкциями. Качественных специалистов также дефицит (это общемировая проблема). Высокие начальные инвестиции для малого и среднего бизнеса (тоже как и везде) при недоступном кредите и в целом недостатке денег на рынке.
Конкуренция также не исчезла. После ухода западных компаний, в вакуум хлынули китайские аналоги. Доля их оборудования в новых проектах достигла 54%. Китай не делится исходниками, не предоставляет полного доступа к алгоритмам. Новая зависимость - не то, что хочется видеть.
Полученный импульс по всем признакам исчерпан. В обработке рост в среднем 1% уже три месяца подряд. Годом ранее было 15%. Чем еще цифры не радуют, так это контекстом. В этом веке пауза или спад в обработке были в кризис-2009, рецессию-2015, локдаун-2020 и шок-2022. Теперь вот снова.
Наша промышленность выходит на плато текущей модели. В чем она? Китай строит автоматизацию через масштаб и центральную координацию. США через щедрую оплату инноваций. Россия через вынужденную адаптацию. Минусы? У Китая зависимость от цепочек поставок. У США показалось дно финансового колодца. У РФ - сама концепция совершить прыжок, на который у других ушли десятилетия. При этом не изменив систему и не решая груз попутных проблем.