Многотысячные долги по выплате заработной платы шахтерам, пикеты министерства энергетики и угольной промышленности Украины активистами профсоюза горняков, протестные голодовки, попытка самосожжения одного из голодающих внутри министерского помещения - такими в августе 2016 были последствия промедления с реформированием угольной отрасли. Еще год назад Минэнергоугля объявило о продаже убыточных шахт и опубликовало соответствующий список из 36-ти предприятий. Однако никаких свидетельств реализации этих планов пока нет.
14 июля 2016 года первый заместитель председателя общественного совета при Минэнергоугля Анатолий Татаринов сообщил, что программу реформирования угольной промышленности не поддержало министерство финансов из-за отсутствия источников финансирования. Татаринов сказал, что в настоящее время разработана очередная концепция реформирования отрасли, «которая находится на этапе согласования». Он отметил, что после согласования документа правительством должна быть составлена новая программа реформирования украинского углепрома.
Неторопливая приватизация
На продажу за это время была выставлена только одна шахта объединения «Волыньуголь» на Западной Украине. К остальным потенциально привлекательным шахтам инвесторы еще присматриваются, сказал в интервью DW член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. По его оценкам, среди заявленных правительством 36-ти шахт прибыльными могут быть от семи до десяти предприятий - в зависимости от того, на скольких из них есть так называемая «скрытая доходность».
Это подтвердил и председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. В беседе с DW он объяснил, что, по данным активистов профсоюза, на некоторых государственных шахтах происходит «вывоз угля многотонными транспортами по ночам», и такие операции не учитываются как официальные продажи топлива.
Закрывать или продавать?
Между тем доля добычи угля государственными шахтами в Украине неуклонно сокращается, а частными рудниками - наоборот, растет.
«В 2013 году из официально зачисленной добычи энергетического угля 30 процентов добыли на государственных шахтах, а 70 - на частных шахтах ДТЭК. Причем себестоимость на государственных шахтах была на 50-60 процентов выше, чем на шахтах ДТЭК», - отметил во время экспертной дискуссии в Киеве сотрудник Института угольных технологий Национальной академии наук Украины Николай Чернявский.
Неприбыльность государственных шахт растет на фоне доходности шахт частных, отметил директор Bendukidze free market center Антон Ященко. Он напомнил, что с начала 2000-х годов объем господдержки отрасли вырос в семь раз и достиг 15 миллиардов гривен в год, но это не произвело положительного эффекта на государственные рудники. Наиболее радикальное мнение выразил эксперт Dixi Group Максим Немчинов: он призвал или приватизировать, или ликвидировать все государственные шахты, поскольку «государство не является эффективным менеджером, она не может эффективно управлять этими предприятиями».
Нехватка стратегии
Однако на это председатель Бюро комплексного анализа и прогнозирования Сергей Дяченко предостерег, что сейчас в Украине более трети электроэнергии производится тепловыми электростанциями, работающими на угле.
«Без разработки энергобаланса закрывать угольные шахты нельзя, потому что они были и остаются стратегически важными предприятиями. Сейчас у правительства нет понимания того, какими технологиями и источниками энергии можно перекрыть производство электричества из угля», - сказал эксперт.
Но согласно подписанному Украиной Парижскому соглашению, государство должно заменить к 2050 году уголь экологически чистыми источниками электроэнергии, а угольные шахты - постепенно закрыть. С этим категорически не согласен Михаил Волынец. По его мнению, массовое закрытие украинских шахт по примеру Германии пока невозможно.
«У нас угля еще на 400 лет. Среди залежей энергоносителей в Украине доля нефти и газа составляет менее трех процентов, а угля - 97 процентов. Мы не можем без тепловых электростанций, работающих на угле, так аварийность на атомных электростанциях выросла в два раза только за последние полгода, и они не способны надежно обеспечить Украину электроэнергией этой зимой», - отметил Волынец.
Немецкий опыт для Украины
Помочь Украине выполнить обязательства по экологической политике по Парижскому соглашению и решить проблему энергоэффективности пытаются немецкие ученые. Эксперты немецкой общественной организации Germanwatch недавно совершили поездку по контролируемой Киевом части Донбасса, чтобы во время встреч с представителями общественности, бизнеса и угольной отрасли начать поиск внедрение политики использования ресурсов с низким содержанием углерода.
Один из экспертов Germanwatch Кристоф Бальса отметил на брифинге в Киеве, что украинская промышленность пока уменьшила потребление ресурсов, и Донбасс может стать пилотным регионом по трансформации украинской энергетики и решения социальных проблем.
«Острыми вопросами для Украины сейчас является сложная экономическая ситуация и военный конфликт. Но уменьшение потребности промышленности в энергоносителях облегчит использование энергетики из возобновляемых источников, например, солнечной энергетики», - отметил Бальса. Он добавил, что присоединение Украины к Парижской соглашения «дает возможность учиться и получать финансовую помощь от других государств-подписантов».