Задвижка является составляющей трубопроводной арматуры устанавливаемым в магистраль трубопровода за счет специальных фланцевых и безфланцевых соединений. Главной задачей задвижки является изменение параметров и регуляция напора потока рабочей жидкости на выделенном участке системы. Данный узел имеет очень распространенный тип конструкции, в котором рабочий элемент размещен перпендикулярно вектору потока жидкости или газа. Сфера применения задвижек достаточно широка, они используются в жилищно - коммунальной структуре, отрасли водоснабжения и газа, нефтяной и нефтехимической промышленности, сфере энергетического обеспечения. Без этих элементов не может функционировать любая трубопроводная система диаметром от 15 до 2000 мм, при пределе давления 25 МПа и предельных температурах в 565 градусов.
Основными преимуществами задвижек из чугуна и стали, за счет которых эти элементы получили широкую популярность, являются:
- небольшие параметры строительной длины;
- несложность рабочей конструкции;
- использование в различных условиях работы;
- малое сопротивление току рабочей среды.
Основные конструкционные типы задвижек:
- задвижки с редуктором и приводом от электродвигателя (оснащены специальным редуктором для снижения нагрузки и изменения крутящего момента, приводятся в движение от электромотора или мотор - редуктора);
- задвижки с механической системой привода (имеют шестеренную или червячную систему редукторного типа, позволяющую существенно повысить прилагаемое усилие, приводятся в движение вручную при помощи специального приспособления);
- задвижки ручной системы (перекрытие осуществляется вручную за счет вращения колеса «штурвала», перемещающегося по специальной резьбе);
- шиберного типа (бывают как ручные, так и электромеханические, элементом перекрытия является шибер перпендикулярно перекрывающий поток рабочей среды, или выполненный в виде круглого элемента и закрепленный на специальном валу внутри корпуса.