Журнал Forbes провел анализ металлургической сферы экономики Украины и поиск точек роста отрасли в 2015 году. Зависимость от мировых цен на металлургическое сырье и работа в форс-мажорных условиях, вызванных военными действиями, представляют серьезную опасность для металлургической индустрии и безопасности страны в целом.
В связи с этим, по данным отраслевого объединения «Металлургпром», произошло снижение объема производства продукции стали металлургическими заводами Украины до 27,161 млн тонн, что на 17 процентов меньше, чем в предыдущем году. Также произошло уменьшение выпуска общего проката, чугуна, труб и кокса.
По предварительным планам было намечено 5,5-процентное увеличение выпуска всей металлургической продукции по отношению к 2013 году. Но вследствие военных действий в Луганском и Донецком регионах работа предприятий прерывалась из-за перебоев электроэнергии и несвоевременными поставками угля и сырья.
По прогнозу госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» в 2015 году уровень производства металлургической продукции составит около 27 млн тонн, что соответствует количеству стали, выпущенной в 2014 году.
в 2015 году уровень производства металлургической продукции составит около 27 млн тонн
Наиболее важным и решающим фактором работы заводов стала логистика. Из-за неожиданности активных боевых действий на востоке Украины, владельцы металлургических предприятий не разработали заранее четкий план осуществления непрерывного функционирования всех циклов производства в создавшихся условиях. Из-за размещения основной базы сырья и мощностей производства на территориях, неконтролируемых Киевом, возникли проблемы с решением предприятиями проблем логистики. Эти же вопросы будут основными и в 2015 году.
Большие трудности создало планомерное разрушение железных дорог и мостов вблизи предприятий, входящих в крупные промышленные группы. Последний случай теракта произошел 22 декабря 2014 года – был взорван железнодорожный мост на реке Кальчик, через который производилась поставка сырья и вывоз готовой продукции мариупольских заводов им. Ильича и «Азовсталь».
Если сложившаяся в 2014 году ситуация в Донецкой области сохранится, то в 2015 году доставка угля для предприятий с украинских территорий может снизиться до 6,5 млн тонн и возникнет необходимость в импорте около 13 млн тонн топлива из-за рубежа.
В настоящее время восстановлено большое количество железных дорог. Для доставки сырья к заводам Мариуполя строится обходная ветка к международному морскому порту. Также налажена доставка сырья грузовыми автомобилями там, где нет другого выхода.
Если для поставок железной руды, которую производят на территориях Днепропетровской и Полтавской областей нужно было просто обеспечить безопасные пути перевозки, то с поставками кокса трудностей гораздо больше. Из-за невозможности сохранить прежние объемы поставок, 23 процента угля (около 9 млн тонн) было получено посредством импорта.
Металлургические уже предприятия начали подводить итоги по количеству производимой и экспортируемой продукции за 2014 год. Итоги не очень утешительны. Рост производства отмечается только у компании Ferrexpo и меткомбината «Запорожсталь».
Принадлежащая Константину Жеваго компания Ferrexpo plc произвела окатышей на 208,2 тыс. тонн больше, чем в прошлом году, что составило в итоге 11,02 млн тонн.
Металлургический комбинат «Запорожсталь», принадлежащий группе «Метинвест» Рината Ахметова увеличил выпуск чугуна до 3,51 млн тонн, стали - до 3,97 млн тонн, готового проката - до 3,38 млн тонн.
На металлургических предприятиях Украины произошло снижение поступлений валюты в связи с уменьшением объема экспорта продукции и снижения цен на металлургическую продукцию на внешнем рынке. По прогнозам специалистов, тенденция снижения валютных поступлений сохранится и в 2015 г.
Проведена модернизация днепропетровского завода «Интерпайп Сталь», принадлежащего В. Пинчуку, и Алчевского комбината, принадлежащего корпорации «Индустриальный союз Донбасса», совладельцем которого является Сергей Тарута, сократившая количество потребляемой энергии.
Это создает предпосылки для эффективного развития украинской металлургии в сочетании с наличием сырьевой базы, высококвалифицированных специалистов, портов, имеющих выход к морю и готовностью иностранных компаний к инвестированию.