Такая оценка делает Россию крайне непривлекательной для зарубежных инвесторов. По мнению представителей российского бизнеса дело вовсе не в невозможности предоставления гарантий в окупаемости инвестиций, а в несовершенстве метода оценки, который использует Всемирный банк. К методу и объективности оценки давно возникают вопросы не только у России.
Такое позиционирование не отражает реальное положение Российской Федерации в рейтинге стран и занижает инвестиционную привлекательность в глазах иностранных партнеров. Это мешает восприятию страны за рубежом и является препятствующим фактором для развития международной конкурентоспособности.
С позицией не согласны большинство представителей российского бизнеса, выражая сомнения в объективности оценки. Количество вопросов, адресованных Всемирному банку по методологии, из года в год возрастает не только со стороны активных респондентов и государственных структур России. Ряд крупных, экономически развитых стран, в том числе Китай, Бразилия, Индия, такжене уверены в справедливости итоговых результатах анкетирования. Однако Всемирный банк не спешит давать ответы на острые вопросы.
В такой ситуации бизнес-сообществу очевидна необходимость самостоятельного проведения исследования на основании анкет Всемирного банка и с использованием методологии, представленной на сайте организации. В связи с этим 26 февраля в Москве прошел семинар по проведению альтернативного анкетирования участников ВЭД России.
Организатором семинара выступила Гильдия профессиональных участников ВЭД «Гермес» при поддержке ФТС России. Модератором и основным спикером по вопросам альтернативного исследования российского бизнеса выступил Первый заместитель Председателя Правления НП «ГПУ ВЭД «Гермес», вице-президент ГК «Аривист» Евгений Кошкаров.
В работе семинара приняло более 30 участников: представители комитета общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», эксперты и руководители Ассоциации «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов», «Национальной Ассоциации таможенных представителей», Ассоциации «Деловых партнеров в сфере ВЭД», представители Российско-Германской внешнеторговой палаты, таможенные представители, а так же представители крупного и среднего бизнеса.
Анкета Всемирного банка, по мнению представителей бизнес-сообщества, содержит достаточное количество не ясных и противоречивых формулировок, в результате чего респонденты по-разному отвечают на одни и те же вопросы. В ходе подготовке к семинару его участниками была проделана большая аналитическая работа по изучению самой анкеты, методологии ее заполнения, а также был обобщен опыта различных респондентов, привлеченных для анкетирования Всемирным банком. Спорные вопросы обсуждались непосредственно в ходе семинара.
Семинар стал первым этапом в ряде мероприятий, запланированных гильдией «Гермес». После обучающего семинара участники ВЭД заполнят анкеты альтернативного исследования. Результаты анкет будут обработаны и проанализированы, после чего итоги исследования будут направлены во Всемирный банк для сравнения с результатами Doing Business 2020.