На протяжении всего XX века автомобилестроительная отрасль была одним из главных потребителей холоднокатаной стали. Прочность, возможность дальнейшей обработки и высокие качественные характеристики поверхности делают ее пригодной, прежде всего, для изготовления элементов кузова. Сталь холодного проката продается в разных видах, но в качестве заготовки для кузовных элементов обычно используют лист холоднокатаный. На автомобильных заводах методами резки и гибки заготовке придают необходимую форму.
Почему используется именно холоднокатаная сталь
Преимущество холоднокатаной стали перед горячекатаной в возможности получения поверхности наилучшего качества. Шероховатости на ней не видны глазу и не воспринимаются на ощупь. Важным показателем качества такой стали является микрорельеф. Показатель шероховатости стали, пригодной для изготовления кузова, – высота рельефа не более 1 микрометра. Некоторые автозаводы (например, концерны «Фольксваген», «Мицубиси», «Тойота» и другие) с давнего времени используют оцинкованные стали: они гораздо более стойки к коррозии по сравнению с обычными сталями. В настоящее время все большее число автопроизводителей переходят на алюминий и его сплавы для изготовления кузовов. Это облегчает и удешевляет конструкцию, делает кузов более устойчивым к коррозии, но, стоит отметить, значительно снижает уровень пассивной безопасности пассажиров.
Как происходит изготовление кузовных деталей
Посещение цеха по изготовлению кузовных деталей – обязательная часть экскурсий, периодически устраиваемых автозаводами. На сегодняшний день у большинства автоконцернов этот процесс автоматизирован, и в нем используется робототехника. Рулон листовой стали раскатывается и обрезается до нужного размера. После этого на нем вырезается контур и технологические отверстия. Главная стадия здесь – формовка детали. В ней используются пресс-машины с пресс-формами на каждую деталь. После формовки готовые детали передаются в сварочный, а затем покрасочный цеха и далее на сборку автомобиля.