По статистике, больше всего инжиниринговых услуг потребляет нефтегазовый сектор - на него приходится 71 процент оборота. Далее следует электроэнергетика с 26 процентами. Также спрос формируют металлургия, горнодобыча, машиностроение и химпром, но их доли намного меньше.
"Наше государство стремится к технологическому суверенитету. Достаточно большой объем сложного оборудования сейчас находится в эксплуатации, лишь у нефтегазовых компаний - около 62 тысяч единиц. Оно и высокотехнологичное, и высокомаржинальное, его выход из строя может привести к колоссальным убыткам", - поясняет Александр Третьяков, директор по операционной деятельности инжинирингового центра "Кронштадт". - "Активное развитие инжиниринга в России началось примерно три года назад. К сегодняшнему дню азы освоены - пора переходить к более сложным изделиям и разработке собственных линеек, развитию сервисного обслуживания".
Его компания изготавливает самостоятельно и в кооперации более 2000 деталей в месяц. Начинали с запорно-регулирующей арматуры, простых прокладок, фланцев, постепенно расширили компетенции до капремонта малых турбин и компрессоров. А также пришли к выводу, что необходимо запускать в производство 45 товарных позиций, которые раньше в России никто не делал: центробежные насосы, шестеренчатые, винтовые, осевые компрессоры, шиберные задвижки для крекинга, шаровые четырехходовые краны и т.п. Причем это не копирование чужих продуктов, а новая конструкторская разработка. Так, на выставке в Тюмени представлена модель крана, где шлам от стенок отбивается горячим паром, плюс шламопровод с особым внутренним покрытием, благодаря чему его износостойкость повышается на треть.
Какова роль заказчика в инжиниринге? По словам Михаила Пономарева, представителя холдинга "Сибур", всего в "тепловую" карту для ТЭК на федеральном уровне включено 220 наименований критически важного оборудования.
"Мы выполняем три функции: помогаем сформулировать техтребования и обеспечиваем доступ к исходному объекту, предоставляем базовый заказ и площадку для опытно-промышленных испытаний. Не могу не отметить вклад "Института нефтегазовых технологических инициатив" (ИНТИ) в эту работу с точки зрения синхронизации потребностей отрасли и сертификации новых изделий", - говорит представитель нефтехимии.
"Дочка" ИНТИ, "Единый оператор испытаний", существует уже два года. Руководитель этой организации Сергей Гуреев напомнил о меморандуме о взаимном признании результатов тестирования оборудования: за год к нему присоединились 10 крупных нефтегазовых структур.
"Мы согласовываем с ними методы, объемы испытаний, программу, приглашаем на саму проверку. Это не только экономит производителям средства, но и обеспечивает быстрый тираж продукции", - отмечает эксперт.
Компания "Обтэк" - практически ровесница санкций и участник Тюменского нефтегазового кластера. Она представила ротационный питатель для точной дозировки сыпучих и гранулированных компонентов в нефтехимии. У продукта есть зарубежные аналоги, но он более компактный, герметичный, а алюминиевый сплав корпуса вместо чугуна и углеродистых сталей обеспечивает ему легкость, коррозионную стойкость и минимальное налипание материала.
На форуме предприниматели-инноваторы не только демонстрировали свои достижения, но и делились опытом. В частности, заместитель директора компании Екатерина Панфилова перечислила сложности, с которыми приходится сталкиваться при реверс-инжиниринге в нефтегазовой промышленности. Во-первых, большинство сотрудников предприятий ТЭК не готовы к специфике таких проектов, а ведь это не просто закупка запчастей, одна лишь организация замеров и 3D сканирование - отдельный серьезный вопрос. Цели у заказчика и исполнителя различаются: первый стремится закрыть текущие потребности, например, изготовить один вал, а для второго штучное производство зачастую убыточно. Третья сложность - ценообразование. Потребитель хочет сразу услышать цифру "за все", но как это сделать без чертежей? В итоге цифра либо завышена, либо поставщик работает себе в минус или, того хуже, экономит на материалах.
Тем не менее, повысить эффективность услуг можно, уверена Панфилова: за счет консолидации потребностей компаний, эксплуатирующих одинаковое или схожее оборудование, и предварительных договоров поставки - это удешевит себестоимость разработок и позволит проектировать на опережение.