В октябре в Париже состоялся Salon de l’Automobile – один из самых авторитетных и популярных автосалонов в индустрии. В этот раз крупные производители сделали ставку на электромобили и гибриды, как бы показывая, что готовы идти в ногу с такими новаторами, как Tesla. Для сектора, который инвестирует огромные объемы средств в исследования и разработку новых технологий, Парижский автосалон – великолепная площадка для демонстрации последних достижений. Однако обстановка в секторе не самая благоприятная: уровень отраслевых рисков сектора оценивается как средний или высокий сразу на нескольких региональных рынках (Азия, Северная Америка). Cитуация в скором времени может измениться несмотря на то, что в странах Западной Европы уровень риска в настоящий момент оценивается как низкий.
На крупных рынках (ЕС, США, Китай) в автопроме наблюдается острая конкуренция в области инноваций. Автопроизводителям приходится обновлять модельный ряд с учетом ужесточения природоохранного законодательства и вкладывать значительные средства в продвижение более экологически безопасных, но дорогих электрокаров. Как стало очевидно в последние несколько лет, нарушение норм по выбросам CO2 может обернуться для производителей серьезными проблемами. Под пристальным вниманием регулирующих органов уже оказывались такие гиганты как, например, Renault SA, Nissan и Daimler. В результате ужесточения государственного контроля многие производители предпочли отказаться от дизельных двигателей в пользу бензиновых, а давление конкуренции со стороны Tesla также вынуждает производителей дополнять свои продуктовые портфели электрокарами или гибридами.
Нарушение норм по выбросам CO2 может обернуться для производителей серьезными проблемами
Основные факторы роста рисков в отрасли
Усиление сегментации рынка вследствие ужесточения требований природоохранного законодательства. Хороший пример реализации этого сценария – судебные тяжбы между Калифорнией и Федеральным правительством США по поводу новых нормативов по автомобильным выбросам. Калифорния имеет особое право устанавливать собственные экологические нормативы – в результате важный для американских автопроизводителей штат может задать более строгие требования к выбросам, чем другие штаты (в частности, республиканские штаты обычно устанавливают менее строгие природоохранные нормы), что приведет к дополнительным операционным трудностям для автопроизводителей. Учитывая, что на выборах в Конгресс демократам удалось получить большинство в нижней палате, можно ожидать, что ситуация только усложнится.
Общее замедление экономики
В Западной Европе продажи автомобилей растут. Так, за 8 месяцев с начала текущего года объем продаж в регионе вырос на 5,1%, почти достигнув докризисного уровня. При этом, однако, ожидается, что вместе с замедлением экономического роста региона (на 2018 год прогнозируется прирост ВВП на 2,2%, в 2019 – на 1,9%) постепенно упадут и объемы продаж. Замедление экономики может повлиять на уверенность потребителей и подтолкнуть их перейти к сберегательной модели поведения, отложив покупку новых авто до лучших времен.
Торговые войны
Торговый конфликт между Китаем и США приводит к росту цен на сырье, что снижает доходы автопроизводителей. Так, недавно Ford заявил, что повышение импортных тарифов США на сталь и алюминий снизило прибыль компании на 1 миллиард долларов. Другие автопроизводители тоже наверняка ощутят негативные последствия роста пошлин: Goldman Sachs прогнозирует, что, например, General Motors также может недополучить около 1 млрд. долларов. Кроме того, торговая война вынуждает производителей выбирать между повышением цен на свой модельный ряд или уменьшением своих доходов. Некоторые немецкие производители – например, BMW и Volkswagen – уже выбрали второй вариант.