ОАО «РЖД» выступило с рядом инициатив по изменению тарифной системы в сфере грузовых перевозок. Одним из главных элементов этих предложений стали идеи по сближению уровня тарифов на грузы первого и третьего тарифных классов. Изменения эти стали называть «тарифным манёвром», а реализовать их предлагается в 2027-2028 г.
Тут нужно сделать шаг назад и отметить, что сами идеи сближения тарифов разных тарифных классов высказывались и ранее, но в чтобы избежать слишком больших потрясений было принято начать это сближение с тех видов перевозок, которые зачастую осуществляются р рамках одной отрасли или даже одного холдинга. Первый «подход к снаряду» был сделан ещё в марте этого года, когда ОАО «РЖД» вышло в Минэк с предложением об изменении тарифов на перевозки алюминия и глинозёма (глинозём – это сырьё, а алюминий – готовая продукция).
Идея такого подхода заключалась в том, что раз уж на дешёвый груз тарифы увеличиваются, а на дорогой – уменьшаются, то хотя бы эти потери и выигрыши для грузоотправителя (грузовладельца) будут в одной отрасли (или даже в одном холдинге, как в случае с алюминием) и потому не вызовут настолько сильного отторжения, какое было бы, если бы выигрыши и потери были бы распределены на разные отрасли. Иначе говоря, рост расходов на тариф за перевозки сырья, которые вы покупаете будет в той или иной степени компенсирован снижением расходов на перевозки готовой продукции.
Теперь, в июле 2025 г. ОАО «РЖД» продолжило поступательное движение в эту сторону и вышло с предложениями о сближении в ближайшие годы тарифов на грузы, которые потребляет и производит металлургия.
Предлагается, с одной стороны, увеличить тарифы на перевозки сырья для металлургической промышленности, отнесенного к первому тарифному классу (тарифы на перевозки ЖРС в среднем – на 13,5%, кокса – в среднем на 14,5%, коксующегося угля – в среднем на 21%), а с другой – тарифы на черные металлы и лом черных металлов (грузы третьего тарифного класса) предложено снизить в среднем на 15,8%, в том числе во внутригосударственном сообщении (по России) – на 17,6%, а на экспорт через Дальний Восток – на 1,2 % (дело в том, что при перевозках через Дальний Восток и так действует ряд понижающих коэффициентов встроенных в Прейскурант 10-01 ранее, в прошлые годы, когда одной из задач тарифной системы было стимулирование экспорта).