15 апреля, Москва. Ведущий производитель алюминия в России Объединённая компания (ОК) Русал выпустила на Уральском алюминиевом заводе (УАЗ) опытные партии продукции с использованием красного шлама – флюсовые добавки для окускования железнорудного сырья. Об этом сообщили в пресс-службе Русала.
В 2014 году запланировано получение опытной партии первичного скандиевого концентрата. Компания готовится производить данные виды продукции в промышленных масштабах. При этом в некоторых производственных процессах будет использован гидравлический подъемный стол и другое грузоподьемное оборудование.
Скандиевый концентрат будет использоваться для производства алюмо-скандиевых сплавов. В марте 2014 года на УАЗе начались строительно-монтажные работы на установке по производству первичного скандиевого концентрата, которые планируется завершить летом 2014 года, после чего установка будет запущена в производство. Ее мощность составляет 2 тонны скандиевого концентрата в год. Общий объем инвестиций в проекты в 2014 году составит 74 млн рублей.
«Сейчас наступил самый сложный момент в реализации программы. Мы переходим от лабораторных результатов к промышленному производству. Образцы показали очень высокие результаты, что позволяет говорить о перспективности данного проекта», – сказал технический директор РУСАЛа Виктор Манн.
Производство продукции из красного шлама стало продолжением участия компании в целевой программе Министерства образования и науки РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». В 2012 году министерство направило на проведение научно-исследовательских работ 35 млн рублей. На втором этапе компания приступила к строительству опытно-промышленного участка по переработке красного шлама на УАЗе. С 2011 по 2013 год РУСАЛ инвестировал в проект около 190 млн рублей.
Справка
Скандий уникален тем, что даже небольшое добавление его к алюминию позволяет создать материал с фантастическим соотношением легкости и прочности. По последнему показателю алюмо-скандиевые сплавы на 50 процентов превосходят все известные высокопрочные соединения металлов (на 20 процентов – титановые сплавы). Кроме того, материалы с добавлением скандия обладают выдающейся пластичностью, коррозионной стойкостью и обходятся дешевле композиционных.
Скандий используется для получения сверхтвёрдых материалов. Скандиевые сплавы широко применяются в конструкциях самолетов, ракет, скоростных поездов и автомобилей. Из них сделана орбитальная станция «Мир», а также Международная космическая станция.
Скандий обладает также радиационной стойкостью, что позволяет использовать его в атомных реакторах.